НОМЕР 16 (752) ОТ 16 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Елена Антонова
ШКОЛА СВИРИДОВА
В Западном мире в современной музыке превалируют направления авангарда — додекафония и неокомплисити, где у обоих главным является примат формы. Музыканты же, исходящие из традиционных ладовых основ, существуют там в подполье, на задворках. Несколько лучшее положение — в наших бывших союзных республиках. В Эстонии, например, творит Вельо Торнес, музыка которого, создаваемая с опорой на народные традиции публично исполняется.
В Союзе композиторов России ситуация до недавнего времени была схожей с тем, что имеет место на Западе. В нем заправляли авангардисты, объединенные в Ассоциацию современной музыки (АСМ), хотя музыкантов, сочиняющих в традиционной ладовой манере сложные в гармоническом плане сочинения и при этом во главу угла ставящих не форму, а духовные ценности, в России немало. Теперь эти композиторы, создав "Музыкальное объединение — современная традиция" (МОСТ) и консолидировавшись, наконец-то могут находить свою публику. И вот — одна из первых ласточек: концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории. Владимирский муниципальный камерный хор "Распев" наряду с двумя чудными русскими народными песнями "Степь да степь кругом" в обработке В.Калистратова и "Ах ты, степь широкая" в обработке А.Свешникова, а также двумя сочинениями Г.Свиридова "Как песня родилась" и Р.Леденева "Край любимый" показал нам произведения двух искусных, но редко слышимых композиторов — Алексея Вульфова и Ивана Вишневского.
Хор "Распев", в самом названии которого отражено желание следовать высоким традициям русского знаменного распева, был создан 20 лет тому назад Натальей Александровной Колесниковой, которая с тех пор бессменно руководит им. Кроме русских народных песен, западноевропейской и русской классики хор исполняет и сочинения современных авторов. Это немаловажно и для самого хора: на современной музыке с ее усложненным гармоническим строем хоры растут и совершенствуются. Исполнение новых сочинений Вульфова и особенно Вишневского с его неординарными ритмами и гармонией неоспоримо продемонстрировало это. Слушая выступления "Распева", нельзя не поражаться серьезно-истовому, почти благоговейному отношению хористов к тому, что они поют, как нельзя и не отметить интеллигентной манеры его солистов, особенно Владимира Шмонина, звание которого — "заслуженный работник культуры России" — так ему к лицу.
Теперь — о главном. О той новой музыке, которую мы услышали на концерте, о впечатлении, произведенном ею. Вначале хор спел две песни Алексея Вульфова из сюиты "Песни былого", сочиненные им на свои же слова для смешанного хора и фортепиано. Они так мелодично, искренне и с таким чувством поведали нам "и про то, что было, / и про то, что станет", что родили ответную улыбку, теплоту на сердце. Следующие пять хоров того же автора на слова Михаила Пробатова из сюиты "Благословенный край", созданные в разные годы, объединены одной темой — дорогой. Ведь дорога и стала основным делом Вульфова, отдавшим служению железной дороге, верной "железке", все сознательные годы, всю привязанность недюжинно талантливого человека, могущего и рассказ написать, и песню сочинить. Его хоры раскрывают перед нами тот путь — Дао, где равно ждет нас радость и горе, высокое наслаждение и высокая тоска. И хотя нет в тех хорах никаких рассчитанных на изумление гармонических изысков, они западают в душу, оставляя впечатление цельности и глубины.
Во втором отделении царила музыка Ивана Вишневского. Из хорового цикла "У лесного аналоя", песни и псалмы на слова Сергея Есенина, состоящего из 9-ти частей, было исполнено четыре: "Шел Господь", "Тебе одной плету венок", "Осанна", "Сельский часослов". В большинстве своем они исполнялись впервые. Да и писались в разные, далеко отстоящие друг от друга годы. "Шел Господь" был сочинен в 1980 г., в 19 лет, а "Тебе одной плету венок" — в 2006 г. Тем не менее, автор во всех хорах исповедует одно: "разделяет религиозный взгляд Есенина на действительность и ищет в них какой-то мистический подтекст". Последним в этой подборке был спет хор "Сельский часослов", самый мрачный из всех, созданный в 1992 г., когда Россия была отдана на заклание "демократическим" адептам Ельцина. Познакомившись с хором, Свиридов так отозвался о нем: "Это — мощное трагическое отпевание Руси, распятой сейчас точно так, как и во времена Есенина". И это так и есть. Всю вторую половину музыка по нарастающей идет к трагической кульминации вселенского типа.
А завершили концерт два хора Вишневского из его сюиты "Дороги" на слова Николая Рубцова, сочиненные всего несколько месяцев тому назад. И окраска у этих хоров — совершенно иная. Они — скорее утверждают жизнь, чем кричат о ее трагичности. Первый хор — "В лесу", посвященный Алексею Вульфову, по словам автора, писался долго и трудно. В нем автор задумал выразить свой пантеистический взгляд на природу: "воспринимаю лес, как храм". Во время пения несколько раз начинает звучать гобой, который слушатель волен отождествлять с чем угодно, от пастушеской свирели до "мистического гласа с неба". Второй хор — "Поезд" — в противовес первому сочинился, по словам автора, в один вечер. Причем так, как любил повторять это Свиридов: "Как Бог на душу положит". Хор сопровождают, играя на рояле в четыре руки, двое пианистов. И сделано это не оригинальности ради, а оттого, что автору обязательно требовалось задействовать одновременно всю клавиатуру рояля. Такое сопровождение, участниками которого стали один из самых талантливых наших композиторов среднего поколения Владимир Довгань и его друг пианист Александр Муравьев, убыстряющийся темп, нарочитое изменение дикции хористов, — всё сгодилось для воссоздания звуковой картины быстрого движения. В конце зал буквально взорвался от аплодисментов, так что хор этот пришлось повторить дважды.
1.0x